Стили Индийского классического танца

Бхаратанатьям

Бхаратанатьям — утонченнaя и сложная форма танцевального искусства штата Тамилнаду. Это ди­намичный и четкий стиль танца . В этом танце в равной степени представлены красота и сила, чистый танец и пантомима. Широко распространено мнение, что название стиля Бхаратанатьям означает «танец Индии». Более правдоподобна версия, что Бхарата состоит из первых слогов следующих слов: бхава (экспрессия), рага (мелодия) и тала (ритм). Бхаратанатьям уходит корнями в индуистские мифы и ритуалы. Это особенно проявляется в текстах, отбираемых для исполнения, в скульптурных изображениях танцовщиц в древних храмах и в самой философии этого танцевального стиля. Бхаратанатьям — многогранный вид искусства. Нритта — сердце танцевального стиля, красивая техника, а Нритья — его душа. Натья – драматический аспект танца. Музыка, ритм и литературная основа — вечные источники вдохновения для исполнителя.



Одисси

Характерной особенностью стиля Одисси является особая скульптурность поз и танцевальных движений. Одисси убеждает, что танец—это движущаяся скульптура, а скульптура — застывший танец. Основные позы Одисси — чаук или квадрат; и трибханга или три изгиба. Mангалачаран, Бату, Паллави и другие танцы пpедставляют репертуар Одисси из штата Орисса.



Манипури

Штат Манипур на северо-востоке Индии расположен в долине райской красоты. Танцы Манипури, как правило, исполняются группами танцовщиков, но есть и сольные номера. Движения танцовщиц, веретено подобные и круговые, отличаются поразительной грацией, изысканностью и плавностью; положение тела со сжатыми коленями напоминает цифру восемь; выражение лица — мечтательно-лирическое. Костюмы необычайно красочны, юбки расшиты зеркальцами, верхняя часть одежды унизана украшениями; на лицах — полупрозрачные вуали. Положение туловища и позиции танцовщицы напоминают живописные отрывки на индийских фресках.



Кучипуди

Родина танца Кучипуди — деревня под названием Кучелапурам в штате Андхра-Прадеш на юге Индии, где традиция классического танца восходит к древнейшим временам, о чем свидетельствуют скульптурные изображения танцовщиц в таких храмах как Амаравати. Неповторимое очарование Кучипуди заключается в тонком слиянии драматического и классического танца с сюжетами из индийского эпоса; абстрактный и изобразительный танец сочетаются с ярко выраженным драматическим элементом. Энергичные прыжки и повороты, трепетность движений, смелая и полная чувств игра глаз — все это создает атмосферу глубокого лиризма. В Кучипуди популярны элементы чистого танца. Например Тарангам , когда вводится специальный реквизит танцовщика. Он балансирует на медном блюде, держа на голове кувшин с водой, и исполняя сложные фигуры ногами.



Катхак

В Индии сказителя называют Катхаком. Танцевальная форма Катхак зародилась на севере страны, и первыми ее исполнителями были храмовые сказители, иллюстрировавшие стихи жестикуляцией и танцами. В эпоху Великих Моголов этих танцоров стали приглашать ко двору, и Катхак получил новые элементы, обогатившись сложными ритмами, которые отбиваются ступнями. Танцовщица движется, не сгибая туловища, что позволяет ей делать стремительные пируэты. Вся танцевальная композиция заканчивается завершающим ударом таблы. Композиция может быть короткой, она исполняется в быстром темпе, танцовщица не теряет при этом грациозности и выразительности движений.
Катхак соединил и взаимо обогатил традиции индуистского храма и мусульманского дворца, и в этом синтезе раскрывается гений индийского народа.



Саттрия

Саттрия Нритья или танец Саттрия — один из восьми основных классических танцевальных традиций Индии. Родина возникновения этого стиля — северо-восточный штат Ассам. Согласно историческим данным, Саттрия является детищем великого Гуру и последователя культа Бхакти – Шриманта Шанкарадевы (XV век). Его считают главным создателем и творцом Ассамской литературы и культуры. Шанкарадева создал этот танец для сопровождения Анкия Наат – формы традиционной Ассамской одно-актовой пьесы, которая также является его творением. Анкия Наат обычно исполняли в Сатрах или Ассамских монастырях. Изначально этот танец танцевали только мужчины – монахи Бхокот. Это было частью их ежедневного ритуала, а также представлений на различных праздниках. Сегодня танец исполняют как мужчины, так и женщины, сольно и в группах.



Катхакали

Катхакали — большое сюжетное представление из штата Керала. Обычно разыгрывается группой актеров-танцовщиков. По традиции Катхакали исполняют только мужчины. Особую торжественность и величие Катхакали придают костюмы и грим. Персонажей узнают по цвету грима, маскообразно наложенного на лицо и отличающегося сложной символикой линий и рисунка. В Катхакали чисто танцевальные номера сочетаются с изобразительными. Огромную роль играет мимика; выражение глаз, движение бровей и лицевых мышц помогают передать тончайшие настроения героев. Язык жестов достаточно сложный. Чтобы хорошо понять изображаемую сцену, надо заранее знать сюжет. Катхакали использует сюжеты из эпических произведений «Махабхарата» , «Рамаяна» и других литературных источников.



Мохиниаттам

Мохиниаттам – это необычайно красивая форма танца из штата Керала. Издревле её исполнителями были только женщины. Волнообразные, округлые движения танца грациозны, невероятно женственны. Мохиниаттам – это танец-посвящение. Его основные темы – любовь и преданность Абсолюту. Репертуар Мохиниаттам тесно следует классической традиции. Начинается с Чоликетту, затем Джатисварам, Варнам, Падам и в заключении Тиллана.